27 серпня 2010
Разрешения для бизнеса – новая форма бюрократии
В июле парламент в очередной раз внес правки в закон «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», которыми окончательно ввел декларативный принцип получения разрешений и обязал Кабинет Министров составить четкий список тех видов деятельности, на которые этот принцип распространяться не будет. На все про все правительству дали время и, ко всеобщему удивлению, правительство в этот срок уложилось. 25 августа список видов деятельности, для которых все-таки нужно будет получать разрешение, был утвержден. Однако это далеко не все, что необходимо знать предпринимателям.
Чиновники не видят закон
Сегодня чиновники с гордостью демонстрируют последние данные Госкомстата об увеличении ВВП за последний квартал на 6%, по сравнению с прошлым годом. Однако рост внутреннего валового продукта мог бы быть еще больше. Причем не только в этом году, а и вообще. Достаточно было бы быстро и качественно реформировать разрешительную систему для ведения бизнеса. Ведь без ее развития, без постоянного роста производства товаров и услуг, экономический рост – это мыльный пузырь. Можно одолжить кучу денег, поднять за счет этого зарплаты и пенсии, только без вливаний средств в реальный сектор экономики этот «праздник» быстро закончится.
Тем не менее, бизнес в Украине до сих пор развивается скорее вопреки, чем благодаря действиям властей. На сегодняшний день среднестатистический украинский предприниматель должен получить на открытие своего дела 4-5 разрешений, тогда как в развитых странах об этом не имеют даже понятия. А в той же старушке-Европе, да и во многих постсоветских странах, уже несколько лет действует декларативный принцип получения разрешений.
Другими словами, предпринимателям необязательно дожидаться разрешения для начала работы – они могут лишь подать заявление о том, что имеют необходимое оборудование, помещение и готовы к открытию. Если от разрешительных органов не последует никакой реакции в течение определенного законодательством времени, то разрешение считается выданным.
У нас это только претворяют в жизнь. Не удивительно, что в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса наша страна занимает 142 место из 183 стран мира, уступая, например, России, Грузии, Киргизии, Казахстану, странам Балтии.
Хотя соответствующий закон «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», предусматривающий введение декларативного принципа, был принят еще в сентябре 2005-го года и с 2006-го он вступил в силу, чиновники продолжают работать так, как будто бы ничего не произошло.
По словам Валентина Гвоздия адвоката, управляющего партнера Юридической фирмы «Гвоздий и Оберкович»,на практике применяли закон только два разрешительных органа - пожарная служба и с 2010 года – Государственный комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора. «Остальные ведомства указанный принцип просто игнорировали», - подчеркнул эксперт.
Как отметил порталу «Политика и деньги» и.о. президента Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины Вячеслав Быковец, «бюрократичная машина, которая выдавала и продолжает выдавать разрешения, этот закон просто не восприняла и очень медленно внедряет его нормы в жизнь. Поскольку речь идет о сокращении количества разрешений и документов на их получение, а также самой процедуры. Каждый шаг давался, да и сейчас дается, с очень большими усилиями потому, что большинство министерств и ведомств продолжают препятствовать внедрению декларативного принципа».
Оно и понятно, ведь чиновникам это элементарно не выгодно. Нововведения лишают их колоссальных средств. По данным Международной финансовой корпорации (IFC), в 2008-м году предприниматели и предприятия, которые получали разрешения, проходили проверки и процедуры технического регулирования, потратили на эти три процедуры более 8 млрд грн. Это, например, в 8 раз больше, чем сумма, заложенная первоначально в бюджете этого года на модернизацию коммунального хозяйства.
Для бизнеса же время – это деньги. Украинскому предприятию, по данным IFC, для получения всех разрешений на открытие бизнеса приходится тратить около двух месяцев, а частному предпринимателю – 44 дня. И вместо того, чтобы заниматься хозяйственной деятельностью, искать успешные бизнес-решения, директора предприятий и их помощники вынуждены отвлекаться на бумажную волокиту и искать возможности неофициального решения проблем. А именно этого от них и ждут бюрократы.
Дай миллион!
Система выдачи разрешений, государственного контроля и технического регулирования досталась Украине еще с советских времен. Так что, она очень сильно устарела, и является довольно громоздкой, сложной и непонятной. Как отмечает IFC, она состоит из более 200 нормативных актов, не считая документов местных органов власти. Причем их точное количество вообще неизвестно, поскольку в Украине до сих пор не принят закон «О перечне документов разрешительного характера».
Многие документы, как отмечают эксперты, противоречат друг другу и предпринимателю часто приходится полагаться на решение чиновников. А здесь, как известно, открываются широкие возможности для злоупотреблений. «Традиционно больше всего разрешений выдают органы пожарного и санитарного надзора, органы охраны труда и местного самоуправления», - рассказывает Сергей Глущенко, старший аналитик по юридическим вопросам проекта IFC «Инвестиционный климат в Украине».
На счет пожарной службы эксперты отмечают, что это фактически единственный орган, который начал постепенно с самого начала приводить свою документальную базу в соответствии с требованиями законодательства и внес ряд изменений во внутренние распорядки, облегчив жизнь предпринимателям. Но вот с остальными ситуация другая.
«Очень часто предприниматели жалуются на санитарно-эпидемиологическую службу, - рассказывает Вячеслав Быковец. – В их сфере остается много вопросов и проблем. В целом же, бизнес слабо почувствовал на себе упрощение разрешительной системы. Например, если говорить о получении разрешения на подключение офиса к электричеству – это настолько бюрократичный механизм, что процедура может длиться годами, если у субъекта хозяйствования нет специалиста по этому вопросу. И таких примеров очень много».
«Единые окна» ставить не спешат
Помимо пассивного внедрения декларативного принципа, у нас еще и очень слабо развиваются так называемые разрешительные центры, которые по типу «единого окна» для предпринимателей должны помогать в получении всех необходимых разрешений. Во-первых, они созданы и работают далеко не во всех областях.
Например, в Крыму только сейчас задумались над тем, чтобы открыть такие центры. А, во-вторых, результативность их работы во многих случаях оставляет желать лучшего. По утверждению экспертов, нередко представители разрешительных органов избегают работы с этими центрами, стремясь лично общаться с предпринимателями. Ведь только так можно прессинговать бизнесмена и требовать от него взятку.
Декларации не достаточно
Последние изменения в законодательство призваны, наконец, ликвидировать поводы для лишнего общения между чиновником и предпринимателем. Декларативный принцип получения разрешения теперь должен быть внедрен повсеместно, а не только в отдельных случаях и отдельными ведомствами.
Постановлением Кабинета Министров №725 от 25 августа определено 144 вида предпринимательской деятельности, на которые не будет распространяться декларативный принцип получения разрешений. Соответственно, на все остальные виды можно получать разрешения по упрощенной схеме. И у чиновников не должно быть больше никаких возможностей проигнорировать эти новшества.
Правда, по мнению экспертов, 144 – это все равно много и в списке должны остаться только те виды деятельности, в осуществлении которых может содержаться угроза здоровью людей и экологии. А таких насчитывается максимум около 40.
Валентин Гвоздий подчеркивает, что активное внедрение этого принципа будет иметь позитивный эффект на экономику, поскольку «позволит существенно уменьшить часовые и финансовые расходы, которые тратили субъекты хозяйствования на получение многочисленных разрешений. Предприниматели после регистрации предприятий смогут намного быстрее начинать деятельность по предоставлению услуг или производству товаров».
Правда, вместе с тем эксперт обращает внимание на возможные риски. «На практике могут иметь место злоупотребления со стороны недобросовестных предпринимателей, в частности подача ими недостоверных данных о материально технической базе, которая должна отвечать требованиям законодательства», - говорит Валентин Гвоздий.
По его мнению, законом установлены незначительные санкции за подобные нарушения - штраф в размере 340-680 грн. В европейских странах за такие нарушения предусмотрены более жесткие санкции. Например, в Англии, за предоставление недостоверной информации при заполнении декларации придется не только заплатить большой штраф, но и прекратить ведения хозяйственной деятельности. И это одна из многочисленных недоработок в законодательстве по разрешительной системе, которую властям еще предстоит исправить.
Сергей Глущенко отмечает, что Украине еще нужно сократить количество самих разрешений, особенно в тех сферах, где они выполняют только регистрационную или уведомительную функции. Он напомнил, что уже несколько лет обсуждается вопрос принятия закона, которым будет установлен исключительный перечень разрешений. «Соответствующий проект есть, но его до сих пор не рассмотрели», - подчеркивает эксперт.
Помимо этого, необходимо еще существенно сократить количество подаваемых документов для получения разрешений. На сегодняшний день, по словам Сергея Глущенко, все еще существует практика, когда для получения одного разрешения нужно подать другое разрешение, а один разрешительный орган требует у предпринимателя те же документы, которыми располагает другой государственный орган.
Получается, что бюрократы зачастую заставляют предпринимателей выполнять, по сути, прямые обязанности чиновников. Вместо того, чтобы получить информацию из государственных реестров непосредственно от своих коллег из других ведомств, работники разрешительных органов требуют от бизнесменов брать необходимые копии документов и нести им. «Это требует больших временных и материальных затрат и выглядит неорганизованно и довольно странно», - отмечает эксперт.
Лицензирование вызывает нервный тик
Одним из основных камней преткновения для бизнеса остается еще и лицензирование. Вячеслав Быковец сетует, что у нас более 80 видов предпринимательской деятельности подлежит лицензированию, а кроме этого есть еще около 2300 видов работ, на которые также необходимо специальное разрешение.
«Взять, например, архитектуру и строительство. Там более 700 видов работ, требующих лицензии. А в медицинской практике 165 видов работ. Получается, что на каждую услугу должна быть отдельная лицензия. Это нонсенс!», - восклицает г-н Быковец.
В парламенте по этому случаю есть законопроект, который предусматривает сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию. Вот только его тоже пока что не приняли. Правда, сколько бы законов не приняли, все может оставаться по-старому, если в законодательстве не будет ужесточена ответственность обоих сторон.
Законом «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», между прочим, предусмотрена административная ответственность работников разрешительных органов за нарушение сроков выдачи документов и за безосновательный отказ в предоставление разрешения. Вот только размер штрафов также мал, как и штрафы с предпринимателей, от 340 до 850 гривен.
То есть теоретически чиновника можно привлечь к ответственности, но на практике… Страшно только представить себе, каким образом предпринимателю придется изловчиться, чтобы доказать, например, безосновательный отказ, в условиях, когда в государстве даже неизвестно точное количество разрешительных документов. Плюс сколько на это потребуется денег и времени?
Но, с другой стороны, бизнес также должен четко понимать, что, соглашаясь на неофициальные варианты решения проблемы, он волей-неволей поддерживает всю эту «систему».
Автор: Светлана Сугак
http://finzah.com.ua/105/news/2102.html