ВГО «Успішна Україна» оголошує
конкурс фотографій

Новини

RSS 2.0 RSS 2.0

Наші партнери



Новини
2 березня 2009

Законопроект, предусматривающий снижение ставок транспортного налога, принят в первом чтении. Уже к середине марта он должен стать Законом

17 февраля депутаты наконец-то добрались до рассмотрения многочисленных законопроектов о внесении изменений в Закон “О налоге с владельцев транспортных средств” (см. БИЗНЕС №6 от 09.02.09 г., стр.36, 37). Многочисленность же законопроектов, напомним, объясняется тем, что вступившие 10 января в силу новые ставки транспортного налога вызвали один из трех налоговых скандалов начала текущего года. Два других, связанных с запретом физлицам-“единоналожникам” быть плательщиками НДС и с принятием в первом чтении законопроекта “О местных налогах и сборах”, так или иначе уже погашены (см. БИЗНЕС №4 от 26.01.09 г., стр.40-42; №5 от 02.02.09 г., стр.35): в первом случае запрет отменен, а во втором создана рабочая группа по доработке проекта, которая, вероятнее всего, его “похоронит”. А вот проблема с повышением ставок транспортного налога, в результате чего особенно пострадали владельцы автомобилей с рабочим объемом двигателя более 2,2 л, несмотря на акции протеста автомобилистов, которые существенно затрудняли движение в крупных городах, так и осталась нерешенной. Причем, в отличие от двух других вышеупомянутых проблем, в случае с транспортным налогом время точно работает против налогоплательщиков: некоторые вынуждены регистрировать приобретенные авто по действующим ставкам (не каждый человек, купивший автомобиль, готов ждать, пока власти выполнят обещания, данные автомобилистам). Многих других в первом полугодии 2009 г. ожидает техосмотр, а налог должен быть уплачен до его прохождения.
    Дополнительной (к высоким ставкам) проблемой транспортного налога является привязка его ставок к рабочему объему двигателя — величине, прямо не связанной ни со стоимостью авто (если позиционировать этот налог в качестве налога на роскошь), ни с наносимым ими ущербом дорогам (если вспомнить, что поступления от него направляются на строительство автодорог) или экологии. В результате это привело к тому, что под действие высоких ставок подпали ничего не стоящие “старушки”-“Волги” и раритетные авто, которые вообще не выезжают на дороги.
    Однако принципиальные изменения (отказ от привязки к объему двигателя и переход к налогообложению моторного топлива) предлагались лишь в двух аж из 16 (часть из них сразу были сняты) зарегистрированных законопроектов. И хотя многие участвовавшие в обсуждении депутаты подтверждали справедливость перенесения базы налогообложения на топливо, никто всерьез не говорил о том, что это может быть сделано оперативно. По слухам, против этого в краткосрочной перспективе по политическим причинам высказались и в правительстве: в довершение ко всем экономическим прелестям подорожание бензина и солярки Кабмину сейчас совсем ни к чему.
    В результате быть принятым в первом чтении повезло не правительственному законопроекту (наиболее фискальному из всех предложенных), а проекту №3030-1 народных депутатов-коммунистов Петра Симоненко и Адама Мартынюка. Во-первых, принять его в первом чтении рекомендовал профильный Комитет. А во-вторых, уже номер документа предполагал, что первое голосование будет именно за него. Результат же голосования (378 голосов “за”) автоматически снял с рассмотрения все остальные законопроекты. А буквально через минуту 409 депутатов проголосовали за то, чтобы ко второму чтению проект был представлен в первую неделю марта.
    Остается лишь напомнить, что собой представляет “коммунистический” законопроект. В нем предлагается вернуться к прежней градации рабочих объемов двигателей (1,8-2,5 л, 2,5-3,5 л и более 3,5 л). При этом ставки в указанных пределах должны составить соответственно 10 грн., 25 грн. и 40 грн. за 100 куб.см для новых автомобилей. И чуть больше (12 грн., 30 грн. и 45 грн. за 100 куб.см) для автомобилей со сроком эксплуатации более восьми лет. Впрочем, во время подготовки ко второму чтению что-то наверняка изменится. Возможно, будут снижены ставки для старых автомобилей, во всяком случае, в диапазоне 1,8-2,5 л, что позволит Кабмину избавиться от обвинений в издевательстве над владельцами “Волг” и УАЗов. Но при этом не исключено и появление какой-то компенсации. Ведь потери местных бюджетов в случае принятия ставок в нынешнем виде могут достичь 0,8-1 млрд грн. И потери эти непосредственно отразятся на качестве дорог.

Текст: Сергей Саливон,
ssd@business.ua

http://www.business.ua/i839/a24842



Коментарі

Захист від спаму *
 
УКР   РУС   ENG
пошук




e-mail:

© 2004-2007 ВГО "Успішна Україна". Усі права на матеріали, що знаходяться на сайті, охороняються у відповідності з законодавством України. У разі будь-якого використання матеріалів сайта, гіперпосилання на www.uspishnaukraina.com.ua є обов'язковим.