RSS 2.0
|
Новини
18 грудня 2008 Четыре фискальных органа пытаются договориться о взаимодействии при возмещении НДС. Но ввиду наличия противоположных интересов по ряду вопросов достичь консенсуса явно не удастся
Сразу четыре ведомства, имеющих непосредственное отношение к администрированию НДС, пытаются договориться о взаимодействии в вопросе контроля над возмещением этого налога. Речь идет о ГНАУ (взимает “внутренний” НДС и проверяет законность заявок на возмещение), ГТСУ (собирает “импортный” НДС), Госказначействе (осуществляет собственно возмещение налога) и Минфине (контролирует деятельность первых трех), которые подготовили к подписанию План взаимодействия “во исполнение поручения Президента Украины Виктора Ющенко, данного на совещании, состоявшемся под председательством Президента Украины 10 ноября 2008 г.”.
План, существующий пока в форме проекта, выглядит довольно сумбурно. В своей “законодательной” части он явно перекликается и во многом повторяет разработанный, по сути, теми же фискальными ведомствами законопроект по борьбе с “налоговыми ямами” (см. БИЗНЕС №48 от 01.12.08 г., стр.60-62). Но при этом содержит и предложения, выходящие за рамки законопроекта. Кроме того, он предусматривает еще и внедрение процедур незаконодательного характера и при этом оговаривает сроки исполнения задуманного (см. “Что планируют…”; во избежание повторов из законодательных изменений приводятся лишь те предложения, которых не было в “антиямном” законопроекте).
В законодательных изменениях бросается в глаза большая фискальность Плана по сравнению с законопроектом. А такие вещи, как прекращение права на выписку налоговых накладных (и аннулирование свидетельства плательщика НДС) в результате, надо полагать, занижения налоговых обязательств или даже их неуплаты, вообще выглядят экзотикой! Если авторы правильно изложили свою мысль, то выходит, что при принятии изменений такой “небольшой” налогоплательщик, как, например, НАК “Нафтогаз України”, “автоматом” должен лишиться свидетельства плательщика НДС со всеми вытекающими последствиями — ведь из долгов перед бюджетом компания не “вылезала” ни разу с момента своего создания! Остается лишь надеяться, что на самом деле подобные дикие планы ни у кого в голове не зреют, и мы имеем дело с проявлением банального косноязычия. Прочие законодательные предложения хоть и несут в себе фискальный смысл, за исключением предложения арестовывать имущество задействованных в схемах предприятий (этак можно его у кого угодно арестовать), особой опасности не представляют.
Любопытнее выглядит та часть Плана, которая посвящена предложениям относительно взаимодействия фискальных и правоохранительных органов в рамках действующего законодательства, а также разработке всевозможных рекомендаций. Она предельно четко демонстрирует, что фискалы отлично знают, какие именно нестыковки в их взаимоотношениях приводят к невозможности нормального (бесконтактного, к тому же) контроля за уплатой НДС. В значительной степени причина кроется в полном отсутствии доступа ГНАУ ко всевозможной информации ГТСУ. Будь у налоговиков такой доступ, это сразу позволило бы прикрыть немало существующих схем. Однако проблема обмена информацией касается не только этих двух органов — по сути, его нет между всеми контролирующими органами. Разговоры о создании некоей единой информационной базы органов государственной власти велись, по меньшей мере, с 2004 г. Дальше разговоров, правда, дело не пошло, а сейчас и разговоры поутихли. Причина очевидна: именно разрывы в информационной цепи являются прекрасным “удобрением” для взращивания коррупции в контролирующих органах. Обмен информацией угрожал бы применению многих коррупционных схем. Поэтому, думается, дальше предложений дело не пойдет и на сей раз.
Что же касается рекомендаций, разработка которых предусмотрена проектом Плана, то, похоже, инициатором в данном случае выступает ГНАУ. Возможно, таким образом на Львовской площади хотят защититься от “наездов” Минфина: мол, вы нам скажите, как правильно, мы так и будем делать. Особенно ярко это проявляется в отношении рекомендаций по торговле. Очевидно, Минфин регулярно “шпыняет” налоговиков за низкий уровень налоговой нагрузки и нереальные цены в торговле. Вот ГНАУ и предлагает вышестоящему органу рассказать, как со всем этим бороться. На самом же деле сделать это в условиях неработающего механизма обычных цен абсолютно нереально.
Стоит также отметить намерение ГНАУ получить от Верховного Суда обобщение судебной практики по применению законодательства, регламентирующего обжалование постановлений о возбуждении уголовных дел по ст.212 УК в случае наличия несогласованных налоговых обязательств. Думается, практика будет весьма неоднозначной. И причиной тому нынешняя редакция пп.5.2.6 ст.5 Закона “О порядке погашения…”, содержащая туманную формулировку. Мол, возбуждать уголовное дело на основании доначисления обжалованных в суд налоговых обязательств нельзя, но… можно, если при этом имеются еще и некие доказательства, собранные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Без более четкого изложения подпункта даже после обобщения судебной практики ВСУ она вряд ли станет однозначной.
 |
|
 |
|
Что планируют сделать
|
|
|
 |
|
|
1. ГНАУ и ГТСУ в течение двух недель подготовят и передадут Минфину предложения (изменения, касающиеся Закона о НДС, всего семь предложений. — Ред.) по:
- усовершенствованию механизма регистрации плательщиков НДС путем внедрения механизма отказа от регистрации плательщиком НДС субъекта хозяйствования, учредители или руководители которого имели рисковую налоговую историю;
- определению базы налогообложения не ниже таможенной стоимости;
- внедрению ответственности за недостоверную информацию в реестрах;
- прекращению права на выписку налоговых накладных плательщиками НДС, не отображающими в налоговой отчетности налоговые обязательства за отчетный период и (или) не проводящими полные расчеты с бюджетом (кроме того, ГНАУ должна обеспечить их обнародование на сайте ГНАУ с одновременным аннулированием свидетельства плательщика НДС);
- созданию механизма запрета возмещения НДС в случае установления фактов хозяйственных отношений между плательщиком и субъектом хозяйствования, регистрация которого прекращена или с которым заключен договор, признанный ничтожным.
2. Минфин вместе с ГНАУ и ГТСУ в течение месяца подготовят законопроект, предусматривающий (изменения, касающиеся других законов, всего восемь предложений. — Ред.):
- внедрение механизма наложения ареста на имущество (активы) предприятий, задействованных в схемах совершения преступлений в сфере налогообложения;
- порядок определения в УПК государства в лице контролирующего органа пострадавшей стороной от совершенного преступления, которым нанесен вред государству в виде умышленного уклонения от уплаты налогов в бюджет;
- определение понятия “орган дознания налоговой милиции”, поскольку действующая редакция данного понятия не учитывает всех изменений относительно подследственности преступлений.
3. ГТСУ и ГНАУ в течение 15 дней внесут изменения в Соглашение об информационном сотрудничестве и подписывают Протокол согласования реквизитов, формы и сроков предоставления Гостаможслужбой ГНАУ информации о:
- таможенной стоимости товаров и суммах налогов, подлежащих начислению, фактически и условно начисленных и фактически уплаченных;
- физлицах-импортерах, которые систематически (два раза и более с начала года) ввозят (пересылают) на таможенную территорию Украины товары в больших объемах (общая таможенная стоимость — более 300 тыс.грн.), в том числе используя судебные решения;
- товарах, таможенное оформление которых осуществляется с применением временных ГТД: объемы ввоза, суммы начисленного налога, состояние растаможивания, переоформление ГТД и сумма уплаченных налогов по импортерам и товарам;
- объемах ввоза товаров широкого потребления с определением импортеров, таможенной стоимости, суммы начисленного НДС, а в случае освобождения от уплаты НДС — с определением преференций (решений госорганов, судов), с предоставлением информации в ежедневном режиме на центральном и региональном уровнях;
- операциях, проведенных субъектами ВЭД с использованием договоров комиссии, с предоставлением информации о грузоотправителях и лицах, ответственных за финансовое урегулирование.
4. Минфин, ГНАУ и ГТСУ разработают методические рекомендации относительно действий контролирующих органов по:
- разрушению (документированию, прекращению, недопущению несения государством убытков) схем уклонения от налогообложения с использованием “налоговых ям”;
- привлечению к ответственности должностных лиц, учредителей предприятий, задействованных в схемах с “налоговыми ямами”, которые признаны банкротами, в частности, с использованием ст.218 УК “Фиктивное банкротство” и ст.291 УК “Доведение до банкротства”;
- взысканию в доход государства всего полученного (надлежащего к получению) по сделкам, осуществляемым в целях уклонения от налогообложения, противоречащим интересам государства в соответствии со ст.208 ГК.
5. ГНАУ обеспечит:
- взаимодействие с МВД и Генпрокуратурой относительно направления материалов уголовных дел для рассмотрения в суде в делах, возбужденных по ст.205, 212, 218, 219 УК;
- привлечение органов Генпрокуратуры для представительства интересов государства по указанным делам в суде.
6. ГНАУ привлечет органы СБУ в делах, представляющих угрозу финансово-экономической безопасности государства.
7. ГНАУ в 10-дневный срок обратится в ВСУ с предложениями по обобщению судебной практики по применению законодательства, регламентирующего обжалование постановлений о возбуждении уголовных дел по ст.212 УК в случае наличия несогласованных налоговых обязательств.
8. Минфин обеспечит подачу Госфинмониторингом ГНАУ информации о субъектах хозяйствования, которые на протяжении предыдущей недели осуществляли расчетные операции через банковские счета в крупных размерах (более
100 млн грн. за неделю).
9. Минфин в месячный срок в целях урегулирования налоговой нагрузки на предприятия оптовой и розничной торговли представит ГНАУ рекомендации относительно расчета обычной цены товаров с четкой регламентацией полномочий госорганов по определению и сопоставлению цен товаров, реализуемых торговыми предприятиями, в частности, сотрудничающими с “упрощенцами”.
|
|
 |
|
http://www.business.ua/i829/a24750/

|
|