8 жовтня 2008
Сельхозпроизводители уже в ближайшее время могут законодательно получить спецрежим обложения НДС, который вступит в силу с нового года
Правительственный законопроект №3024 “О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей”, принятый Верховной Радой 18 сентября в первом чтении, подготовлен ко второму. Со дня на день ожидается его вынесение на рассмотрение Рады. Напомним: в связи со вступлением Украины в ВТО прежние варианты льготирования сельхозпроизводителей (в частности, по НДС) применяться не могут. В то же время перевод сельского хозяйства на общую систему явился бы, во-первых, настоящей катастрофой для него, во-вторых, был бы дикостью на фоне особых режимов налогообложения, действующих в европейских странах. Поэтому принятие такого Закона является вопросом жизненно важным. То же относится и к его содержанию, которое полностью (от “а” до “я”) изменилось со времени принятия проекта в первом чтении. Правильнее проект теперь называть не правительственным, а “терехинским” (изменения внесены народным депутатом Сергеем Терехиным. — Ред.).
Законопроектом предлагается изменить редакцию ст.8-1 “Специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства” Закона о НДС, которая была принята еще в 2004 г., но так и не вступила в действие. В последнее время с ней вообще произошли метаморфозы: сначала в соответствии с Законом №1112 от 31.05.07 г. она была исключена из Закона, а потом в соответствии с Законом №107 от 28.12.07 г. еще и… приостановлена до дня вступления в ВТО.
Новая редакция статьи предполагает право резидента-сельхозпроизводителя перейти на специальный режим налогообложения. При этом под сельхозпроизводителем подразумевается предприятие, основной деятельностью которого является поставка произведенных им сельхозтоваров (услуг) на собственных или арендованных производственных мощностях, у которого удельный вес стоимости сельхозтоваров (услуг) составляет не менее 75% стоимости всех товаров (услуг), поставленных на протяжении предыдущих 12 налоговых периодов. Суть специального режима сводится к тому, что НДС в бюджет не платится, а остается у предприятия для возмещения уплаченного (начисленного) налога поставщикам на стоимость производственных факторов, а также для других производственных целей. Если же уплаченный (начисленный) поставщику НДС превышает сумму НДС по поставкам сельхозпродукции, то возмещению из бюджета разница не подлежит. Право на возмещение НДС из бюджета возникает лишь в случае осуществления непосредственно сельхозпроизводителем экспорта сельхозпродукции. Покупатель сельхозтоваров имеет право отражать уплаченный НДС в налоговом кредите в общем порядке.
Специальный режим планируется не распространять на производителей подакцизных товаров (коды УКТ ВЭД 220429-220430). В случае превышения по итогам 12 налоговых периодов в поставках товаров лимита в 25% для несельскохозяйственной продукции с 1-го числа месяца, в котором допущено превышение, предприятие переводится на общий режим и платит по его итогам налог в бюджет.
Настоящий подарок сельхозпроизводителям — предложение применять на спецрежиме обычную ставку в 20% (в ранее принимавшихся редакциях статьи предполагалось, что она будет ниже).
Изменения в Закон “О налогообложении прибыли предприятий” предполагают зачисление положительной разницы между полученными (начисленными) и уплаченными (начисленными) суммами НДС субъекта спецрежима в его валовые доходы. Соответственно, отрицательной — в валовые расходы.
Наконец, настоящей революцией может стать одна маленькая, содержащаяся в проекте поправка к Закону о НДС, которая к сельхозпроизводителям прямого отношения не имеет (она касается всех плательщиков). Суть ее заключается в том, что вместо возникновения права плательщика на налоговый кредит в момент “получения налоговой накладной, которая удостоверяет факт приобретения плательщиком налога товаров (работ, услуг)”, оно будет возникать в момент “получения плательщиком налога товаров (работ, услуг), которое подтверждается налоговой накладной”. Эта запись призвана на корню “зарезать” применение бестоварных накладных, которые все 11 лет существования Закона использовались для ухода от налогообложения. Любопытно, что одним из главных авторов действующей редакции, приведшей к использованию бестоварных накладных, является как раз теперешний “революционер” Сергей Терехин.
Текст: Александр Марков http://www.business.ua/i819/a24621/