ВГО «Успішна Україна» оголошує
конкурс фотографій

Новини

RSS 2.0 RSS 2.0

Аналітика
23 травня 2006

Кому нужна такая упрощенка?

Наталия Щербак,
газета "Частный предприниматель" № 10, май 2006


 


ГНА Украины на своем сайте (www.sta.gov.ua) в подразделе "Проекты нормативно-правовых актов" раздела "Регуляторная политика" и на сайте Совета предпринимателей при КМУ (www.rp.org.ua) разместила проект Налогового кодекса Украины и анализ влияния этого регуляторного акта.


 После принятия этого проекта Верховной Радой Украины во втором чтении его редакция была доработана ГНА Украины с учетом изменений, которые произошли в экономике и правовом поле Украины.


 Налоговым кодексом устанавливаются основные принципы определения субъектов правовых отношений, их права и обязанности, перечень налогов, сборов (обязательных платежей), составляющих систему налогообложения, объекты и базу налогообложения, размеры налоговых ставок. Кроме того, этим кодексом предлагается урегулировать вопросы, связанные с порядком ведения налогового учета, обеспечением выполнения налоговых обязательств, условиями наступления и мерой ответственности за нарушения в сфере налогообложения.


В настоящей публикации более подробно прокомментирована глава 70 "Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" раздела XIII "Специальные налоговые режимы", поскольку многие наши читатели применяют именно эту систему налогообложения и для них важно своевременно узнать о возможных изменениях, которые могут в значительной степени сказаться на их бизнесе.


Упрощенная система налогообложения по-прежнему будет распространяться как на юридических лиц, так и на физических лиц — предпринимателей. Ниже рассмотрены вопросы, которые касаются только физических лиц.


Если ознакомиться с текстом данной главы, то теоретически упрощенная система налогообложения для предпринимателей вроде бы сохраняется, а фактически, если депутатами и заинтересованными лицами не будут внесены необходимые изменения и дополнения, — уничтожается, и вот почему.


Упраздняются практически все нормы, в соответствии с которыми данная система налогообложения имела преимущества перед общей.


 Все субъекты предпринимательской деятельности и граждане могут принять участие в обсуждении проекта Налогового кодекса Украины. Замечания и предложения к проекту кодекса можно направлять в течение месяца с даты обнародования (с 5 мая 2006 года) в адрес разработчика (почтовый — 04655 МСП, г. Киев-53, Львовская пл., 8, ГНА Украины, Юридический департамент; электронный — lmaksymenko @sta.gov.ua); Совета предпринимателей при КМУ (почтовый — 01008, г. Киев, ул. Грушевского, 12/2, электронный — business-rada@kmu.gov.ua) и Госпредпринимательства (почтовый — 01011, г. Киев, ул. Арсенальная, 9/11, электронный — press@dkrp.gov.ua).


 


 Кто может стать плательщиком единого налога


В Налоговом кодексе сохранена норма, при которой избрать упрощенную систему налогообложения могут физические лица — предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность без создания юридического лица и являющиеся самозанятыми лицами, предельный объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) у которых не превышает 500 тыс. грн. в календарном году. В настоящем законопроекте отсутствует ограничение по численности наемных работников предпринимателя. Это совсем не значит, что их может быть столько, сколько необходимо предпринимателю, наоборот, их не может быть вообще. Такой вывод напрашивается сам по себе, поскольку в определении сказано, что предприниматели являются самозанятыми лицами, и далее по тексту отсутствуют нормы, предусматривающие уплату единого налога за наемного работника и порядок взаимоотношений с ним.


Задумывались ли разработчики данного законопроекта, как физически один человек может осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере торговли и услуг, где обязательно устанавливается режим работы данной точки, и при этом своевременно представлять отчетность в соответствующие органы, оформлять разрешительные документы (к сожалению, Закон Украины от 06.09.2005 г. № 2806-IV "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" до конца не освобождает предпринимателей от многочасовых хождений по кабинетам чиновников в целях получения различных разрешений, заключений, согласований и пр.) и многое, что связано с осуществлением деятельности.


Ограничения по видам деятельности для единщиков


В законопроекте четко прописано, что субъект предпринимательской деятельности может применять либо только упрощенную систему налогообложения, либо только общую. И при этом в значительной степени расширен перечень видов деятельности, при осуществлении которых предприниматель не может быть плательщиком единого налога. Некоторые из ограничений перенесены из ныне действующего Указа Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99; некоторые налоговая давно пыталась установить посредством своих разъяснений и теперь включила в законопроект. Сохранено ограничение по применению упрощенной системы налогообложения, введенное Законом Украины от 25.03.2005 г. № 2505-IV "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 год" и некоторые другие законодательные акты Украины" в части субъектов предпринимательства, осуществляющих свою деятельность:


         в сфере игорного бизнеса (в том числе с оборудованием игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем), проведения лотерей (в том числе государственных) и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме;


         по производству подакцизных товаров, экспорту, импорту или продаже оптом подакцизных товаров, а также по оптовой и розничной торговле подакцизных горюче-смазочных материалов;


         по добыче и производству драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе камней органогенного происхождения, полудрагоценных камней; оптовой торговле изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, которые в установленном законом порядке подлежат лицензированию.


          Не распространяется упрощенная система налогообложения на физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность (адвокатов, нотариусов, аудиторов, бухгалтеров, оценщиков, инженеров или архитекторов и помощников указанных лиц или лиц, занятых научной, литературной, артистической, художественной, образовательной, преподавательской или религиозной (миссионерской) деятельностью. Следует ли понимать, что такие физические лица не вправе избрать упрощенную систему налогообложения даже в том случае, если они зарегистрируются предпринимателями? Не смогут применять упрощенную систему налогообложения предприниматели, осуществляющие торговлю алкогольными и табачными изделиями. (В настоящее время предприниматели-упрощенцы не могут торговать только ликеро-водочными изделиями.) С принятием Налогового кодекса в такой редакции предпринимателям не нужно будет разбираться, относится ли данный напиток к алкогольным или ликеро-водочным. Иными словами, если у предпринимателя есть лицензия на торговлю алкогольными напитками или табачными изделиями, он не может перейти на упрощенную систему налогообложения, не аннулировав лицензии. Не нравятся налоговикам предприниматели, осуществляющие свою деятельность по предоставлению нежилых помещений (недвижимости) в аренду. Они и ранее пытались ограничить для них данный вид деятельности. Тут же появилась возможность узаконить свои намерения. По их мнению, не могут быть упрощенцами не только предприниматели, предоставляющие недвижимость в аренду, но осуществляющие другие операции с недвижимостью, в том числе субъекты хозяйствования — рынки. Чтобы не доказывать, какая сумма является доходом в рамках посреднических договоров, проектом предусмотрено, что не могут применять данную систему налогообложения предприниматели, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) по договорам комиссии (консигнации), поручения, хранения (ответственного хранения), доверительного управления, оперативной аренды (лизинга), других гражданско-правовых договоров, не предусматривающих передачу права собственности на такие товары другим лицам. Кроме того, данная система налогообложения не распространяется на физических лиц, уплачивающих фиксированный налог.


Для предпринимателей, как и для юридических лиц, кодекс запрещает неденежную форму расчетов.


 Уплата налогов и сборов


 Единый налог поступает полностью в местный бюджет. Из состава единого налога не производится никаких отчислений, потому как все налоги и сборы, вместо которых уплачивается единый налог, являются налоговыми платежами. Единый налог заменяет такие виды налогов и сборов, которые не уплачиваются предпринимателем, а именно:


         налог с доходов физических лиц, полученных физическим лицом — плательщиком единого налога от деятельности по упрощенной системе налогообложения;


          — налог на добавленную стоимость;


         плату за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности; — рыночный сбор;


          — налог на землю, если такая земля используется под объектами, на которых размещены объекты, используемые для осуществления предпринимательской деятельности;


          — налог на имущество (при использовании такого имущества для осуществления деятельности, определенной в свидетельстве);


          — сбор за загрязнение окружающей среды для плательщиков, использующих транспортные средства для осуществления пассажирских перевозок;


          — сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли.


          Прочие налоги и сборы (обязательные платежи) уплачиваются плательщиком единого налога в порядке и размерах, определенных законодательством Украины.


          Без каких-либо оговорок предприниматели не уплачивают только рыночный сбор и сбор за разрешение на размещение объекта торговли; в остальных случаях необходимо доказывать, что существует связь не просто с предпринимательской деятельностью, а с конкретной предпринимательской деятельностью. А от уплаты сбора за загрязнение окружающей среды освобождены только предприниматели — перевозчики пассажиров, а грузоперевозчики и все остальные предприниматели, использующие автомобильный транспорт в своей деятельности, уплачивают этот сбор в общем порядке.


          Как видно из вышеприведенного перечня налогов и сборов, от которых освобождается плательщик единого налога, то в него не попали сборы и взносы в Пенсионный фонд. Тем самым предприниматели сборы с отдельных хозяйственных операций, а также взносы в Пенсионный фонд должны будут уплачивать в порядке, определенном соответствующими законами. В Законе Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" предусмотрено, что для физических лиц — плательщиков единого налога взносы в Пенсионный фонд уплачиваются в фиксированном размере. Этот размер утверждается отдельным законом, который представляется на рассмотрение Верховной Рады вместе с законом о Госбюджете Украины на следующий год. Это значит, что предприниматели будут уплачивать не только единый налог, но и взносы в Пенсионный фонд в размере не менее минимального страхового взноса.


 Наличные расчеты


Законопроект не содержит нормы, позволяющей предпринимателю при осуществлении наличных расчетов не применять регистраторы расчетных операций. Отсутствие данной нормы в значительной степени сократит количество предпринимателей- упрощенцев, поскольку приобретение, техническое обслуживание, а также расход кассовой ленты для начинающих предпринимателей является очень затратным.


 Переход на единый налог


 По-прежнему решение о переходе на упрощенную систему налогообложения может быть принято один раз за календарный год. Переход на упрощенную систему налогообложения, отказ от нее, а также переход с одного вида деятельности на другой возможны только с начала отчетного (налогового) периода один раз на протяжении календарного года. Более того, для перехода на упрощенную систему налогообложения предприниматель подает заявление в органы налоговой службы по месту государственной регистрации и документ, подтверждающий уплату всех установленных налогов и сборов (обязательных платежей) и неналоговых платежей (погашение налоговых обязательств и/или налогового долга, неналогового платежа), срок уплаты которых наступил на день представления заявления, а также взносов в фонды общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования. Эти документы необходимо представить в прежние срок — не позднее чем за 15 дней до начала следующего отчетного (налогового) периода (квартала).


Размер ставки единого налога


Данная норма законопроекта потребует от местных советов более взвешенного отношения к установлению ставок единого налога. Поскольку ставки единого налога в пределах от 20 до 200 грн. устанавливаются местными советами ежегодно не позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года в зависимости от вида деятельности и должны быть неизменными на протяжении бюджетного года. Если местными советами до начала бюджетного года в сроки, указанные выше, не определены ставки единого налога, то до момента их пересмотра действуют прошлогодние ставки.


Ведение учета доходов и расходов, отчетность


Книга доходов и расходов ведется на основании первичных документов. Форма книги, а также форма отчета, порядок его заполнения и представления устанавливается ГНА Украины и согласовывается с Госпредпринимательства.


Для предпринимателей сохраняется квартальный период отчетности, но предельный срок представления установлен такой же, как и для юридических лиц, — в течение 20 дней после окончания отчетного периода.


При нарушении требований данной главы или в случае превышения предельно допустимого объема дохода от реализации товаров (работ, услуг) и других доходов предприниматель обязан перейти на общую систему налогообложения, начиная со следующего отчетного (налогового) периода и утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения на протяжении следующего календарного года.


При превышении предельного объема (500 тыс грн.) сумма превышения облагается по ставке 5 процентов.


Налоговый кодекс содержит совершенно новую норму: если предприниматель не уплачивает единый налог более трех месяцев, органы налоговой службы обязаны аннулировать свидетельство плательщика единого налога, о чем извещает предпринимателя и сообщает через СМИ.


Как видите, данный законопроект направлен на уничтожение упрощенной системы налогообложения для предпринимателей. И если, дорогие читатели, вас это волнует, не поленитесь и выскажите свои замечания и предложения по данному документу.


 


Материал для сайта подготовлен 19 мая 2006 г.

УКР   РУС   ENG
пошук




e-mail:

© 2004-2007 ВГО "Успішна Україна". Усі права на матеріали, що знаходяться на сайті, охороняються у відповідності з законодавством України. У разі будь-якого використання матеріалів сайта, гіперпосилання на www.uspishnaukraina.com.ua є обов'язковим.